Отправить ссылку другу

Статья: Когда нужно переключать передачи

Код для вставки в блог или форум

Статья: Когда нужно переключать передачи

Авто

Когда нужно переключать передачи

Сергей Александров

Когда  нужно переключать передачи

Фото © depositphotos.com

Пожалуй, автомобиль и все, что с ним связано - это одна из областей, где существует бесчисленное количество мнений по любому вопросу. И вопрос о том, когда нужно переключать передачи - один из них.

Большинство водителей старой закалки, привыкших к низкооборотистым двигателям, переходят на повышенную передачу не доводя частоту оборотов коленвала до 2 тыс. в минуту. Аргументируется это тем, что, так как на высоких оборотах износ двигателя повышается, следовательно, на низких - понижается, и при таком стиле переключения двигатель прослужит дольше. Противоположность им составляют те, кто переключается на следующую передачу, когда мотор раскручен почти до максимума. Этот стиль езды аргументируют лучшей тягой двигателя в зоне высоких оборотов.

Так какой же вариант выбрать? Давайте более детально рассмотрим те факторы, которые влияют на долговечность мотора и его тягово - мощностные характеристики.

Особенности переключения передач

Внимание

Наиболее рекомендуемый диапазон оборотов двигателя для переключения является - 2.5-3 тыс. оборотов в минуту.
Для примера мы возьмем стандартный атмосферный двигатель с пределом допустимых оборотов в районе 6-6,5 тыс. в минуту и наибольшим значением крутящего момента в зоне 3,5 тыс. оборотов в минуту.

При работе двигателя немаловажное влияние на его ресурс имеет система смазки. В рассматриваемом стандартном двигателе нагнетание масла в системе смазки осуществляется масляной помпой, приводимой в движение от коленчатого вала. Следовательно, с повышением оборотов коленвала повышается и давление в системе смазки, что улучшает качество образования масляной пленки на деталях двигателя. Разумеется, это утверждение верно для повышения оборотов до определенной границы, так как на околопредельных частотах образующаяся на деталях масляная пленка рвется под воздействием высоких скоростей движения деталей, что снижает качество смазки, повышает трение и уменьшает ресурс двигателя.

Если переходить на повышенную передачу не доходя до 2 тысяч оборотов, то давление масла в системе смазки не успевает выйти на рабочий уровень, следовательно, качество смазки деталей двигателя является недостаточным. В случае постоянной работы на пониженных оборотах это приводит к тому, что вследствие постоянной недостаточности смазки детали двигателя изнашиваются гораздо быстрее чем заложено конструктивно. Кроме того, по причине сравнительно низкой скорости движения поршня, во время фазы впуска атмосферный мотор не в состоянии втянуть в цилиндр достаточное количество воздуха для обеспечения оптимального горения топливосмеси. Для поддержания приемлемых тяговых характеристик мотора система управления впрыском увеличивает количество подаваемого в цилиндры топлива. Таким образом, при движении на очень низких оборотах (менее 2 тыс. в минуту), особенно на высшей передаче, будет наблюдаться значительный перерасход топлива, сопровождаемый ощутимой потерей мощности и повышенным износом деталей двигателя.

При раскрутке до околопредельных оборотов ресурс двигателя снизится еще более значительно по сравнению с манерой движения на заниженных частотах. Как уже говорилось выше, при высоких частотах вращения коленчатого вала стандартная система смазки не в состоянии обеспечить качественное образование масляной пленки на деталях мотора. На спортивных двигателях, конструктивно предусматривающих работу на высоких оборотах (8-10 тыс. оборотов в минуту), система смазки значительно отличается от устанавливаемой на "гражданские" авто. Она включает в себя радиатор, предназначенный для охлаждения масла с целью сохранения его свойств в процессе работы двигателя на максимальной нагрузке, более разветвленную систему масляных форсунок для разбрызгивания масла на трущиеся детали, и мощный маслонасос. Кроме того, даже учитывая применение высокопрочных комплектующих и дополнительных систем смазки и охлаждения, гоночный двигатель проходит капитальный ремонт не реже чем через 10-15 тыс. км. пробега. В ряде случаев - чаще. Скорее всего обычный любитель "позажигать" на своем стандартном автомобиле не будет готов к таким затратам.

В случае вывода на высокие обороты мотора, температура которого не доведена до рабочей, уровень его износа повышается в несколько раз, при раскрутке непрогретого двигателя в условиях низких температур (10 и более градусов мороза) - в несколько десятков раз. Также на высоких оборотах значительно повышается расход топлива.

Когда правильно переключать передачи

При движении по ровной дороге наиболее подходящим моментом переключения на повышенную передачу будет частота около 3 тыс. оборотов. При этом двигатель будет работать в диапазоне от 2 до 3 тыс. оборотов, что обеспечит достаточное давление масла в системе смазки, сравнительно невысокая скорость движения деталей двигателя не будет препятствовать образованию масляной пленки, что обеспечит качественную смазку двигателя и снижение его износа до минимально возможного уровня.

Также особенности настройки системы управления впрыском при движении с поддержанием указанных оборотов обеспечат ощутимую экономию расхода топлива.

При движении на подъем необходимо повысить момент перехода на повышенную передачу на 1 тыс. оборотов, до 4 тыс. в минуту. При этом двигатель будет работать в диапазоне оборотов, при которых стандартной системой газораспределения обеспечивается наибольшее значение крутящего момента. Это обеспечит возможность быстрого набора скорости при возникновении необходимости совершения маневра.

Отдельно стоит рассмотреть случай, когда все-таки возникает необходимость резкого набора скорости.

Для обеспечения максимального ускорения необходимо переходить на повышенную передачу примерно за 0,2 тысячи до момента "отсечки". Как известно, на современных моторах система управления двигателем посредством датчика частоты вращения коленчатого вала контролирует обороты двигателя и не позволяет их превышать свыше программно заложенного предела. При достижении определенной частоты система управления попеременно отключает зажигание по цилиндрам, тем самым уменьшая обороты и замедляя автомобиль. Чтобы этого не произошло, нельзя достигать предельных значений частот вращения для данного автомобиля. На большинстве моделей при начале красной зоны тахометра с 6500 оборотов, отсечка отработает где-то на 6250. Хотя некоторые производители позволяют достигать и частоты в 6500 оборотов. Желательно либо по технической документации, либо экспериментально установить момент срабатывания отсечки, чтобы избежать потерь скорости при разгоне.

В случае срабатывания отсечки на 6500 оборотов, следует переключаться на 6300, чтобы исключить срабатывание на опережение. Кроме того, при переключении в таких режимах нельзя полностью сбрасывать газ во время выполнения переключения, так как на момент включения следующей передачи частота вращения коленвала может быть ниже необходимой, что приведет к замедлению автомобиля.

Посмотрите еще:

загрузка...

Оставьте своё мнение о статье:

Войдите или

Активация профиля

Ваш аккаунт создан, но еще не активирован. Чтобы его активировать Вам необходимо указать свой e-mail в поле ниже. После того, как вы указали e-mail Вам необходимо нажать кнопку “отправить письмо” и перейти по ссылке в присланном нами письме.

Подписка на журнал

Регистрация на сайте

Вы можете войти на сайт используя один из своих аккаунтов социальной сети:

Если у Вас уже есть логин и пароль:

Так же вы можете, зарегистрироваться на сайте.

Забыли пароль?

Для того что-бы восстановить свой пароль Вам необходимо ввести свой E-mail или логин на сайте, после чего Вам будет выслано письмо с инструкцией.

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста войдите через любую социальную сеть:

Или введите желаемое имя, для анонимного комментария:



Так же вы можете, зарегистрироваться на сайте

Или войти под своим именем.