Как научить ребенка читать
Фото © google.ru
Насильное обучение не может быть твердым, но то, что с радостью и весельем входит, крепко западает в души внимающим.— Василий Великий
Наши малыши растут очень быстро. Вы еще не насмотрелись на родное дитя, а у вашего младенца уже появился первый зубик, не успели оглянуться, а ваш малыш сделал первый шаг, вы еще поете ему колыбельные песни, а вот он уже сказал первое слово…
Время, буквально, летит, и вы, конечно, пытаетесь бежать за ним вдогонку. Бежите и думаете, а не упустил ли я чего-нибудь. Все-таки, ответственность несете за свое чадо. А всему ли я научил его к трем-четырем годам? Вот уже научил своего ребенка пользоваться ложкой и вилкой, научил пить из чашки, научил бегать (хотя, это он делает быстрее меня), научил прыгать, играть в мяч. А впереди еще так много всего. Понимаете, что пора и за ум браться. Учиться читать будете завтра. Решили, а не получается. Ему хочется вместо этого – бегать и прыгать, играть в мяч. А Сережка из соседнего подъезда уже сказки сам читает. Именно это и подстегивает: надо что-то делать. Надо искать пути и методы в освоении грамоты. С чего же начать?
Начинать, конечно, нужно гораздо раньше, чем появился первый зуб и сделан первый шаг. Вы скажете: «Ах, снова вы о раннем развитии?». Нет, я вовсе не об этом. Я тоже за нормальное здоровое развитие ребенка под девизом «всему свое время». И все-таки, еще совсем маленькому ребенку мы поем песни, читаем сказки, рассказываем потешки. Только личный пример любви к книге может дать толчок к раннему развитию ребенка. У читающих родителей – читающий ребенок. Это – истина! Дети любят подражать взрослым, причем, во всем. Ради своего ребенка меняйтесь. Превратите дом в избу-читальню. Газеты, журналы, книги, все должно быть на виду. Можно рассматривать картинки, можно придумывать истории (вырезайте картинки с изображением героев), можно устраивать кукольные спектакли (с этими же вырезанными фигурками). Живите жизнью ребенка. Приседайте на корточки, чтобы видеть его глаза и быть с ним не только на равных в разговорах, поступках, но и самим становиться ребенком. Не бойтесь впасть в детство, наоборот, чем дольше в вас живет ребенок, тем моложе вы себя чувствуете. Не давайте себе стареть. Молодейте душой и телом рядом со своим малышом.
Это прелюдия. А ведь проблема осталась. Наша задача – научить ребенка читать. Научитесь, конечно, научитесь! Считайте, что первый барьер вы преодолели: ваш ребенок познакомился с различными печатными изданиями. Ежедневно читайте сказки и рассматривайте в них яркие картинки. Очень скоро у вашего ребенка появятся любимые книжки. И вы будете читать одни и те же книги по несколько раз в день. Не ленитесь. Фантазируйте, сочиняйте продолжение сказок. Ребенок это оценит. Моя дочь в 6 месяцев показывала ручкой на любимую книжку с жестом-просьбой – прочти. Говорить-то она не умела, а вот слушать полюбила. И этот апельсин мы делили в день по нескольку раз. Причем, каждый член семьи делил его по-своему: интонация, жесты, смена голоса с грубого на тоненький. Это были настоящие спектакли. Вы спросите, каков результат? Конечно, моя дочь – любитель и ценитель литературы.
В любом деле – главное система. Само собой, вслед за развитием речи, вы продолжаете читать детские книги, переходите к заучиванию потешек, скороговорок (меньше проблем будет с логопедом), детских стихотворений. Развитие памяти – успех в учебе. И когда вы увидите первые успехи в заучивании стихотворений (у вашего ребенка, улучшится речь), можно начинать знакомить его с буквами.
Хаотично изучать буквы не стоит. Сейчас существует масса букварей, по которым можно начать обучение чтению. Без книги, ну, никак нельзя это сделать. Я советую вам обратиться к новому на сегодняшний день букварю Е.М.Косиновой. Это логопедический букварь, изучение букв проходит в определенном порядке. Начинайте знакомство с буквой-звуком. Пойте звуки. Проговаривайте их, как звук М-(м), но не (эм)! Обязательно прорисовывайте их. Придумывайте про них сказки. Не торопитесь, на изучение одной буквы у вас уйдет неделя. Это нормально. За учебный год от сентября до августа ваш ребенок познакомится со всеми буквами алфавита. Я говорю сейчас о трех-четырехлетних детишках. Ребятам постарше, кроме знакомства с буквой, необходимо давать понятие слогослияния и обучать их сливать слоги и читать их. Главное, надо помнить, что обучать чтению нужно легко и весело!
Продолжение нашей темы – в следующих статьях.
Оставьте своё мнение о статье: