Отправить ссылку другу

Статья: Какие свечи для автомобиля выбрать

Код для вставки в блог или форум

Статья: Какие свечи для автомобиля выбрать

Авто

Какие свечи для автомобиля выбрать

Сергей Александров

Какие свечи для автомобиля выбрать

Фото © depositphotos.com

В современном двигателе внутреннего сгорания свечи зажигания имеют гораздо большее влияние на стабильную работу мотора, чем может показаться на первый взгляд.

Современная система управления работой двигателя постоянно обрабатывает значительное количество информации о состоянии работы мотора, поступающей с датчиков, и основная масса этой информации зависит от протекания процесса сгорания топлива в цилиндре.

Неправильно подобранная, отработавшая ресурс либо засоренная свеча не обеспечит эффективного искрообразования, сгорание топлива будет неполным, в результате чего снизится мощность, но при этом значительно возрастет расход. Учитывая тот факт, что в схеме взаимосвязи между количеством подаваемого топлива, углами опережения зажигания и лямбда-зондом, определяющим эффективность применяемых настроек по топливоподаче и зажиганию, основным звеном являются свечи, к работе этой детали двигателя стоит относится с должным вниманием.

Таким образом, свечи зажигания автомобиля являются достаточно важной деталью в двигателе, и для его эффективной работы необходимо знать, как подобрать свечи для автомобиля. Кстати, если сейчас сдать авто на утилизацию цена очень радует!

Далее будут рассмотрены основные аспекты подбора свечей зажигания для конкретного двигателя и контроля их исправности.

Виды и классификация свечей зажигания

Обилие моделей моторов вызвало потребность обеспечить каждый тип наилучшим образом подходящими по характеристикам свечами, обеспечивающими оптимальное сгорание топливовоздушной смеси.

Если не вдаваться в излишние подробности строения современной свечи, все их виды можно поделить на следующие группы:

  1. Одноэлектродные

Наиболее распространенный тип. Имеют один центральный и один боковой электрод. Существует множество моделей, обладающих огромным диапазоном характеристик, обеспечивающих потребности преимущественного большинства существующих двигателей.

  1. Многоэлектродные

Отличаются от предыдущего типа наличием нескольких боковых электродов. При подаче напряжения электрический разряд образовывается между центральным и наиболее близким из боковых электродов. Данный тип отличается ощутимо более высокой стоимостью и гораздо большим ресурсом, так как в результате разряда изнашиваются несколько электродов по очереди, однако результаты показателей мощности и экономичности двигателя при использовании этих свечей неоднозначны и значительно отличаются при использовании на разных моторах.

С целью снижения риска потери мощности по причине непригодности этого типа свечей для вашего двигателя от их приобретения лучше воздержаться.

  1. Форкамерные

В этом типе свечей боковым электродом служит сам корпус свечи, кольцом окружающий центральный электрод. При работе двигателя на высоких оборотах в условиях высокого давления в камере сгорания и при подаче высокого напряжения на электроды свечи данный тип обеспечивает более стабильное искрообразование, чем иные виды свечей. В частности, свечи такого типа устанавливаются в двигатели автомобилей класса «Формула 1». На низких и средних оборотах мощность двигателя при использовании таких свечей, согласно результатов большинства проведенных экспериментов, падает.

Стоит уточнить, что в данном случае понятие «высокие обороты» подразумевает частоту вращения коленчатого вала в диапазоне 12000 – 15000 оборотов в минуту, недостижимой для «гражданских» автомобилей, у которых обороты ограничены в основном на отметке 6500 оборотов.

Поэтому эффективность применения таких неординарных свечей в стандартном моторе также сомнительна.

Кроме конструктивных особенностей, существующие типы свечей различаются по своих характеристикам, в числе которых материалы, применяемые при изготовлении электродов, толщина центрального электрода, калильное число и межэлектродный зазор.

Материал изготовления в основном влияет на ресурс свечи и стабильность искрообразования в условиях растущей температуры и давления в камере сгорания по мере повышения нагрузки на двигатель. Применение благородных металлов (например, платины) значительно повышает ресурс и стабильность работы изделия.

По толщине электрода свечи делятся на модели со стандартным диаметром электрода и на модели с тонким центральным электродом. При использовании более тонкого электрода образуемая электрическая дуга имеет более высокую температуру, следовательно – большую стабильность образования и более эффективный поджиг топливовоздушной смеси. Соответственно, двигатель имеет более стабильную работу, чуть более высокую мощность (3-5% прироста по сравнению со стандартными свечами, если они ниже классом) и улучшение экономичности примерно на том же уровне.

Модели тонкоэлектродных свечей со значительным конструктивным ресурсом достаточно дороги. Примером могут служить Denso Iridium, устанавливаемые на многие двигатели ведущих мировых производителей. Заявленный ресурс такой свечи – 100000 км. пробега. Разумеется, на нашем бензине они столько не проходят, но в любом случае их ресурс значительно превышает средний показатель по массовым моделям свечей.

Бюджетным вариантом являются Bosch Platinum. Интересным решением производителя является расположение центрального электрода в керамическом изоляторе для продления срока его службы. Эффективный ресурс такой свечи вряд ли превышает 15000 км, но учитывая невысокую стоимость, общая сумма трат на замену данной модели свечей по сравнению с предыдущей будет примерно одинаковой.

Из существующих вариантов замены предусмотренных производителем свечей зажигания на другие модели, такой вариант должен обеспечить незначительный прирост характеристик двигателя без каких-либо негативных последствий.

Также существующие модели свечей различаются по калильному числу.

Так как свеча зажигания работает в условиях высоких температур, в процессе нагрева она может достичь такой температуры, что поджиг бензина будет осуществляться не за счет электрического разряда, а за счет раскаленных электродов. Возникнет так называемое «калильное зажигание», разрушительно влияющее на двигатель.

Калильное число определяет, насколько быстро возникнет калильное зажигание. Кроме того, эффективно работать свеча может в определенном диапазоне температур, примерно от 400 до 900 градусов по Цельсию, когда происходит ее самоочищение от продуктов сгорания. То есть при слишком высоком калильном числе свеча будет слишком холодной, что снизит стабильность искрообразования и качество сгорания топливосмеси вследствие налипания на электродах свечи продуктов сгорания топлива, а при слишком низком может произойти перегрев свечи и ее выход из строя.

Таким образом, неправильно подобранное калильное число повлияет на стабильность и эффективность работы двигателя.

Для высокомощных двигателей, работающих на высоких оборотах и применяющих высокооктановое топливо, что приводит к высоким температурам в камере сгорания, применяются так называемые «холодные» свечи, с улучшенной теплоотдачей для предотвращения перегрева.

Для двигателей, использующих низкооктановое топливо и работающих на низких оборотах применяются «горячие» свечи с быстрым прогревом до рабочих температур.

Для абсолютного большинства двигателей применяются свечи со средним диапазоном калильного числа.

Данный параметр указывается производителем в маркировке изделия далеко не всегда. Дело в том, что на стабильную работу свечи в конкретном двигателе помимо этого параметра, влияет значительное количество факторов, поэтому обычно производитель в рекомендациях указывает желаемый перечень применяемых свечей. Эффективность и стабильность работы свечи можно определить по ее внешнему виду если выкрутить свечи после небольшого (3-5 тыс. км.) пробега. Относительно методов определения недостатков в работе свечи будет рассказано ниже.

Искровой или межэлектродный зазор свечей также указывается в документации к автомобилю. Теоретически, чем больше зазор – тем больше размер электрической дуги, тем лучше воспламеняется топливовоздушная смесь. На практике слишком большой зазор приводит к нестабильной работе свечи вследствие того, что уровня подаваемого напряжения на электроды зачастую недостаточно для образования искры. Меньший зазор не обеспечит достаточный фронт пламени для эффективного сжигания топлива.

Поэтому для обеспечения стабильной работы двигателя нельзя менять данный параметр относительно определенного производителем.

Свечи также различаются по внешнему диаметру и длине резьбовой части, но так как данные параметры не влияют на рабочие характеристики изделия и варьировать применение свечей с разными указанными параметрами для одного двигателя невозможно, детально рассматривать указанные типоразмеры нет смысла.

Подбор свечей зажигания по характеристикам двигателя

Для тех, кто не любит экспериментов наилучшим решением при выборе свечей будет подбор свечей по марке автомобиля. В технической документации к каждому автомобилю указывается перечень моделей свечей, гарантированно обеспечивающих двигателю стабильную работу и указанные производителем характеристики.

Стоит уточнить, что менять необходимо полный комплект свечей, даже если некоторые из них не выглядят изношенными.

У некоторых автолюбителей, не ориентирующихся в устройстве мотора, может возникнуть вопрос сколько свечей зажигания в автомобиле. Ответ прост: их количество равняется числу цилиндров двигателя. Некоторые модели моторов имеют по две свечи на цилиндр, но в большинстве своем это спортивные автомобили премиум-класса. Основная масса выпускающихся двигателей оснащается одной свечой на каждый цилиндр.

Тем, кто стремится улучшить характеристики двигателя за счет применения более эффективных свечей, можно посоветовать следующее:

  1. Применение дорогих свечей на плохо отрегулированном и нерегулярно обслуживаемом моторе проблему не решит и выигрыша ни по мощности, ни по экономичности не даст. Если мотор неисправен или плохо отрегулирован, самые лучшие свечи ситуацию не спасут.
  2. Не стоит ждать чудес. Привлекаемые многими автосервисами владельцы автомобилей стремятся за счет подбора свечей по калильному числу добиться неимоверных результатов в приросте мощности и экономичности. Информация по роли калильного числа свечи в успешной работе мотора изрядно преувеличена. Если свеча будет работать в своем диапазоне рабочих температур, замена ее на чуть более холодную или горячую никаких изменений не принесет. Разница заметна только в случае грубых ошибок в подборе свечей, когда температура свечи во время работы значительно выходит за пределы нормального диапазона. При использовании высокоточно подобранных свечей в стандартном моторе разница между моделями с разными калильными числами будет неощутима.
  3. Не стоит применять многоэлектродные свечи. Одновременного искрообразования между несколькими электродами добиться все равно невозможно. Данный тип свечей более надежен, это факт, вот только слишком много отзывов владельцев таких изделий, согласно которых мощностные характеристики двигателя упали по сравнению с обычными свечами вследствие оседания продуктов сгорания топлива на нерегулярно задействуемых, и следовательно – более холодных и неочищающихся электродах.
  4. Единственным известным способом слегка повысить мощность и снизить потребляемость является установка соответствующих по параметрам тонкоэлектродных свечей от известного производителя. Чуда от этой модификации ждать не стоит, в основном мощность поднимается на 2-3%, реже – до 5% от значения при использовании свечей с электродом стандартного диаметра. Для стабильной работы свечей немалую роль играют также высоковольтные провода, в случае их низкого качества все потенциальные преимущества дорогих свечей будут сведены на нет.
  5. Нельзя устанавливать свечи с зазором, выходящим за диапазон, указанный производителем. Это приведет либо к нестабильной работе свечи, либо к недостаточно эффективному поджигу топлива.
  6. Нельзя после установки свечей часто их выкручивать и осматривать состояние. В большинстве случаев уплотнительное кольцо свечи рассчитано только на однократное зажатие, после чего его необходимо менять. Излишняя забота о состоянии двигателя в данном случае может обернуться во вред.

Единственным условием, при которых есть смысл устанавливать свечи с более низким калильным числом – это изношенность двигателя, когда при работе свечи не прогреваются до температуры самоочищения, в результате чего засоряются еще больше.

Некоторые советуют при частом движении в пробках либо поездках на небольшие расстояния устанавливать более «горячие» свечи. Данная мера сделает двигатель приспособленным для более узкого диапазона задач, так как свечи со средним калильным числом при разгоне автомобиля до нормально скорости смогут пройти самоочистку, а вот установленные горячие свечи скорее всего перегреются и могут выйти из строя. Излишнее внимание к деталям при подборе комплектующих для автомобиля очень часто вредит. Сюда же можно отнести советы по замене свечей зимой на более горячие, летом – на более холодные. В теории это, конечно, принесет определенные выгоды вроде более быстрого прогрева двигателя зимой, но на практике слишком частые манипуляции со свечами могут преждевременно износить резьбу в блоке цилиндров, да и поведение узкоспециализированных свечей спрогнозировать тяжело. Лучше придерживаться средних значений.

Итак, лучшие свечи для автомобиляэто изделия, соответствующие своими характеристиками заявленным производителем требованиям и изготовленные с применением наиболее высокопробных материалов (иридий, платина). Подборка свечей по марке автомобиля является наиболее простым и эффективным способом приобретения изделий, которые обеспечат выдачу двигателем заявленных тягово-мощностных характеристик. При желании незначительно увеличить мощность стандартного двигателя можно установить тонкоэлектродные свечи соответствующего типоразмера от известного производителя. Например, неплохие отзывы имеются о моделях Brisk Platin, Denso Iridium, NGK Platinum. Согласно ряда проведенных тестов наилучшие результаты (порядка 5% прироста по сравнению с моделями со стандартным электродом) показали свечи Denso Iridium. Учитывая их стоимость, установка таких свечей рациональна для дорогих моделей машин, для бюджетных автомобилей лучше попытаться установить Bosch Platinum, имеющий в несколько раз меньший ресурс и примерно во столько же раз меньшую стоимость, но обладающий ненамного худшими характеристиками (до 3% прироста по сравнению со стандартными свечами).

Стоит учесть, что подошедшие кому-то точно такие же свечи не обязательно подойдут к мотору вашей машины. Эффективность работы свечей лучше всего проверять при их замене, чтобы лишний раз не выкручивать.

Замена и контроль состояния свечей

При использовании бензина нормального качества и щадящем стиле езды производить замену свечей желательно один раз в 15000 – 20000 км пробега.

При возникновении частых подергиваний при разгоне, возрастании расхода топлива и падении мощности, неуверенном пуске и нестабильной работе на холостых оборотах есть смысл поменять свечи раньше, сразу после проявления указанных проблем. В большинстве случаев проблема в этом и заключается.

На дорогих марках автомобилей свечи меняются один раз в 80000 – 100000 км. пробега.

Экономить на этом не стоит. Сумма затрат при замене свечей не столь велика, но в случае несвоевременной замены вышедших из строя деталей некачественное сгорание топлива приведет к закоксовке клапанов, выходу из строя лямбда-зонда и катализатора, затраты на ремонт и замену которых будут в разы больше стоимости комплекта свечей.

При замене свечей желательно осмотреть их внешний вид с целью выявления и устранения возможных неисправностей в работе двигателя.

При наличии на свечах тонкого слоя светло-серого или светло-коричневого нагара двигатель полностью исправен.

При наличии черной копоти стоит проверить компрессию двигателя, степень загрязненности воздушного фильтра, соответствие искрового зазора и калильного числа документации к автомобилю. Причиной засорения может быть также негерметичность свечи вследствие наличия трещины в изоляторе либо ошибки в установке угла опережения зажигания. Каждая из перечисленных неисправностей требует детальной диагностики двигателя. Выявления и устранения поломки, так как без необходимого ремонта двигатель скорее всего в ближайшее время выйдет из строя.

Наявность масляного налета свидетельствует о попадании масла в цилиндры вследствие пробоя маслосъемных колпачков клапанов или поршневых колец. Необходимо как можно скорее провести капитальный ремонт двигателя.

Красный налет свидетельствует о использовании бензина с высоким содержанием ферроценовых присадок, повышающих октаново число. Желательно поменять заправку, так как длительное применение бензина такого качества выведет из строя катализатор и лямбда-зонд.

Наличие оплавлений центрального электрода либо разрушений корпуса изолятора свидетельствует о перегреве свечи вследствие неправильного подбора калильного числа, неэффективной работы системы охлаждения, ошибочной установке угла опережения зажигания либо применении топлива с октановым числом меньше требуемого. В любом случае требуется выявить истинную причину.

Таким образом, можно сделать вывод, что свеча зажигания является важным компонентом двигателя, от правильности подбора и эффективности работы зависит функционирование мотора в целом. Своевременная замена свечей на рекомендованные производителем модели позволит поддерживать характеристики двигателя первоначальном уровне достаточно продолжительное время. Грамотный выбор свечей с улучшенными характеристиками может даже незначительно увеличить мощность мотора.

Посмотрите еще:

загрузка...

Оставьте своё мнение о статье:

Я
19 Августа 2016, 11:20
Надо использовать свечи, рекомендованные заводом-изготовителем.
закрыть

Войдите или

Активация профиля

Ваш аккаунт создан, но еще не активирован. Чтобы его активировать Вам необходимо указать свой e-mail в поле ниже. После того, как вы указали e-mail Вам необходимо нажать кнопку “отправить письмо” и перейти по ссылке в присланном нами письме.

Подписка на журнал

Регистрация на сайте

Вы можете войти на сайт используя один из своих аккаунтов социальной сети:

Если у Вас уже есть логин и пароль:

Так же вы можете, зарегистрироваться на сайте.

Забыли пароль?

Для того что-бы восстановить свой пароль Вам необходимо ввести свой E-mail или логин на сайте, после чего Вам будет выслано письмо с инструкцией.

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста войдите через любую социальную сеть:

Или введите желаемое имя, для анонимного комментария:



Так же вы можете, зарегистрироваться на сайте

Или войти под своим именем.