Готов ли ваш ребенок к школе?
В шесть или в семь лет?.. Вот в чем вопрос!
Часто можно услышать рассуждения родителей по поводу готовности ребенка к школе. Вернее, даже не о готовности к школе, а в каком возрасте отправить ребенка учиться, а в каком возрасте ему уже открыть компанию в Ирландии? В шесть лет или в семь лет? Кто-то не хочет отнимать у ребенка детство, поэтому не торопятся подавать заявление о приеме в школу. Другие, наоборот: считают своего ребенка вундеркиндом и торопятся посадить его за школьную парту даже раньше, чем в шесть лет. Кто прав из них? Давайте обратимся за советом по этому поводу к специалистам и рассмотрим несколько психологических и физиологических моментов развития ребенка.
1. Биологический возраст.
Порой мы сталкиваемся с таким фактором, что ребенку фактически исполняется 7 лет, но его возраст не соответствует некоторым показаниям. Директор Института возрастной физиологии РАО профессор Марьяна Безруких указывает на два способа определить биологический возраст ребенка: - Если на момент поступления в школу (сентябрь), у ребенка не началась смена молочных зубов, то, скорее всего, его возраст меньше, чем паспортный. В средние века в Китае и Японии смена зубов у ребенка означала, что «он вошел в разум». - Есть еще один способ проверить биологический возраст ребенка, так называемый тест на гибкость и длину рук, «филиппинский тест». Если ребенок сможет дотянуться до мочки уха с противоположной стороны, закинув одну руку через макушку головы, скорее всего, он биологически зрелый. Нагрузки в школе ждут ребенка нешуточные. Организм должен быть готов к изменению режима сна, питания, игр, прогулок и выполнения домашних заданий.
2. Готовность к обучению.
Задайте вопрос своему чаду: - Почему ты хочешь в школу? И, если вы услышите в ответ, что ему купят новый портфель, что в школе у него появятся новые друзья, - это еще нельзя назвать готовностью к обучению. Уметь читать, считать, писать и рисовать на сегодняшний день довольно важно. -Учите ребенка правильно держать ручку или карандаш. Кстати, ребенку до школы гораздо полезнее рисовать и писать карандашом, а не ручкой. - Организуйте ребенку учебный уголок – стол, стул, за которым ему удобно будет работать. Развесьте над столом его рисунки, поделки. - Регулярно читайте с ребенком сказки, пересказывайте. - Рисуйте, лепите из пластилина, вырезайте ножницами. - Разгадывайте загадки, ребусы, кроссворды. Все это лишь пополнит копилку знаний малыша. Выполнять это ребенок должен с удовольствием.
3. Достаточно развитое мышление.
Проведите тест: дайте ребенку задание пройти лабиринт или путаницу, поиграйте в игру «Жук». Смотрите, если ребенок водит по дорожкам пальцем, значит у него еще наглядно-действенное мышление дошкольника. Если же следит глазами – значит, уже сформировалось мышление, соответствующее первокласснику.
4. Умение действовать по образцу и по правилам.
Ребенок умеет играть в настольные игры, не плачет, если проигрывает, соблюдает правила игры: ходит нужной фигурой, а не той, которой ему хочется. Это свидетельствует об умении выполнять инструкции, слушать учителя, товарища. В этом хорошо помогают домашние игры «Делай, как я!» Обратите внимание, как он выполняет ваши команды: отрежь, нарисуй, раскрась. Сколько старания ребенок вкладывает в выполнение этих заданий.
5. Умение работать над заданием, которое не нравится.
Занятия с дошкольниками проводятся короткие по времени, 15-30 минут. Ребенок быстро выполняет задание, если оно ему нравится. А если не нравится? Как быть? Этому тоже нужно учить ребенка. Определите круг обязанностей для малыша: чистить зубы, мыть чашку, убрать игрушки, гулять с собакой. Ребенок с удовольствием поможет вымыть посуду, убрать свои игрушки, полить цветы, будет ухаживать за домашними животными, если вы грамотно оговорите с ним эти обязанности. Старайтесь не употреблять слово «должен». Обязательно поощряйте его за самую незначительную помощь и проявление самостоятельности. Показывайте пример исполнительности, аккуратности в выполнении поручений.
6. Умение классифицировать.
Дошкольник умеет отличить животных от птиц, рыб; овощи от фруктов; деревья от кустов. Играйте в лото, домино с картинками. Гуляйте в парке, в саду, ходите в зоопарк. Изучайте и замечайте, что растет в вашем дворе, какие цветы растут на клумбе, какие птицы поют за окном.
7.Четкая мотивация на обучение.
Почему ребенок хочет в школу? Какова его реальная мотивация? Ребенок иногда ждет от школы игр и развлечений. Считает себя взрослым и большим. Иногда взрослые пугают детей фразой «Не будешь учиться - станешь дворником». Некоторые дети ждут похвалы от родителей за хорошую учебу. И все-таки, мотивируйте детей на учебу, на получение знаний. Обучайтесь вместе с ними. Делайте «открытия» вместе со своими малышами. Доказывайте им каждый день – как здорово, что мы с тобой об этом узнали. Пытливый ум ребенка – позитивный настрой к обучению. Восхищайтесь успехами ваших малышей. Радуйтесь их победам в обучении.
А теперь снова зададим себе вопрос: в 6 лет или в 7 лет? Успел ли ваш ребенок наиграться? Все ли сказки он сумел пережить, проиграть с их героями? Много ли детских песен спел? Готов ли он принять эту взрослую жизнь первоклассника? Если вы сможете ответить на все вопросы утвердительно, значит ваш ребенок готов к школе. Важно выбрать не столько школу, сколько учителя, с которым вашему ребенку будет комфортно проживать школьную жизнь, который станет ему другом и Учителем. Познакомьте ребенка с учителем. Какое впечатление они произведут друг на друга. Все это очень важно. Успехов Вам в этом нелегком плавании в страну Знаний!
Оставьте своё мнение о статье: