Что делать, если машина застряла в снегу
Фото © depositphotos.com
Зимой, особенно в сильные снегопады, дорога может подстраивать автолюбителю достаточно коварные ловушки. Рыхлый либо укатанный снег в силу толщины слоя в первом случае и наличия углублений и ям во втором может представлять собой труднопреодолимую преграду.
Не всегда стоит обольщаться по поводу высоты дорожного просвета автомобиля и мощности двигателя. Это еще не залог успеха. На возможность самостоятельно выбраться из снежного плена помимо величины передаваемого на колеса усилия влияет также передаточное число коробки, развесовка кузова по осям и многое другое. Поэтому не стоит переоценивать свои возможности, ведь, как говорил великий китайский полководец Сун Цзы «Переоценить себя плохо, недооценить противника плохо вдвойне». А снег – противник, достойный внимания.
Сразу нужно уточнить, что без дополнительных средств возможности по самостоятельному началу движения весьма ограничены. Беспечное отношение к ситуации в стиле «Ничего страшного, проеду» может привести к возникновению ситуации, из которой без значительных потерь в плане денег либо здоровья выбраться невозможно. Вероятную опасность лучше попытаться предугадать, и тогда шансы преодолеть ее многократно возрастут.
- Первое, что необходимо при себе иметь в машине в зимний период – это лопата. Желательно, конечно, наличие полноразмерной лопаты, на крайний случай сойдет и небольшая саперная лопатка. На дешевизну и неимоверную функциональность чудес китайской промышленности внимания обращать не стоит. Лучше всего советская армейская лопатка из топорной стали.
- Небольшой туристский топорик тоже не помешает. При необходимости нарубить веток для подкладывания под колеса он очень пригодится.
- Для успешного преодоления преграды из укатанного снега нужно иметь при себе хотя бы по пять килограмм песка и гравия. Подсыпанный под колеса он увеличит сцепление колес с поверхностью дороги и поможет выбраться.
- Несколько нешироких кусков прочной доски. Подложенные под колеса в рыхлом снегу они помогут продолжить движение.
- Домкрат. Желательно – гидравлический, он гораздо удобнее винтового и более устойчив. Грузоподъемность китайских изделий нужно делить на шесть. То есть для подъема одного колеса автомобиля весом в одну тонну нужно изделие с заявленной грузоподъемностью в три тонны. Профессиональные модели брать не стоит, цена их достаточно высока по причине надежности, а для рядового автолюбителя вполне будет достаточно обычного китайского изделия с правильно подобранной грузоподъемностью. В наиболее сложный случаях можно установить домкрат на доску, поднять одно из колес автомобиля и подложить под него кусок доски для облегчения начала движения.
- Самозатягивающиеся цепи. Незаменимая вещь для движения в рыхлом снегу. Разумеется, что их желательно ставить заранее, на застрявшем автомобиле поставить их весьма затруднительно.
Дальнейший алгоритм действий будем рассматривать для стандартного моноприводного автомобиля без наличествующих дополнительных систем спасения. Внедорожники, имеющие пониженную передачу в раздаточной коробке, а некоторые – и лебедку, в большинстве случаев смогут выбраться используя исключительно возможности автомобиля без применения дополнительных средств.
Приведем ряд советов, которые помогут преодолеть снежную преграду.
Как выбраться из рыхлого снега
При движении в рыхлом снегу нельзя переключаться на высокие передачи, двигатель должен работать на повышенных оборотах на заниженной передаче, переключаться нужно с запаздыванием где-то на тысячу-полторы оборотов, в районе 4000-4500 в минуту. Это обеспечит наибольшее усилие на колесах и снизит вероятность остановки вследствие высокого сопротивления слоя снега продвижению автомобиля. Помните, что при таких условиях вы едете пока вы едете, как только вы остановитесь, тронуться с места будет скорее всего невозможно. Никогда не останавливайтесь в рыхлом глубоком снегу, лучше проехать дальше, найти более-менее ровную и чистую площадку и поставить автомобиль там. Это может занять и полчаса, но если учесть что при остановке в снежной каше вы потратите несколько часов на откапывание автомобиля, а при невозможности самостоятельного начала движения потребуется вызов эвакуатора, что потянет за собой дополнительные траты и ожидание.
Как только вы почувствуете, что машина замедляет движение и может остановиться, нужно не меняя положения рулевого колеса начать плавно добавлять газ, контролируя по наличию вибрации корпуса машины появление пробуксовки ведущих колес. Если вибрации не ощущается, наличие пробуксовки можно обнаружить по растущей на спидометре скорости и отсутствию фактического ускорения автомобиля. Дело в том, что спидометр приводится от коробки передач и показывает скорость вращения колес, а не скорость движения автомобиля.
Если вы все же остановились в рыхлом снегу, не стоит паниковать и жать на газ до упора. Буксующие колеса могут «закопать» машину еще глубже в снег, она сядет на днище и самостоятельно начать движение будет невозможно, потребуется искать буксир.
При остановке стоит попытаться тронуться с места плавно, избегая пробуксовки. Для этого нужно держать обороты в районе 1500, плавно отпускать сцепление и добавляя газ по мере падения оборотов постараться начать движение. Если колеса срываются в букс, нужно включить вторую передачу, повысить начальные обороты до 2000 и плавно отпускать сцепление, поддерживая «газом» частоту оборотов.
В ряде случаев на переднеприводных машинах может помочь поворот рулевого колеса в любую сторону на значительный угол, в результате чего колесо цепляется за край уже сформировавшейся и отшлифованной в ходе пробуксовок ямы и за счет возросшего сцепления может выбраться из западни.
В случае если автомобиль не начал движение, можно попробовать сдвинуть его с места методом «раскачки». Для этого потребуется быстрое переключение с первой передачи на заднюю и наоборот.
Начинать попытки лучше с задней передачи, так как она обычно имеет более низкое передаточное число, что облегчит попытку начала движения в сложных условиях. Самое главное при этом уловить момент максимального отклонения автомобиля от изначального положения и начать движение в противоположном направлении. Обычно при попытке выбраться из ямы когда водитель начинает движение автомобиль немного сдвигается с места, после чего замирает и начинает движение назад. Вот именно этот момент останова и нужно уловить.
Для этого включаем заднюю передачу, плавно добавляем газ и пытаемся начать движение. Как только автомобиль замрет в точке максимального отклонения, быстро включаем первую передачу, добавляем газ и начинаем движение вперед. Когда машина остановится в крайнем переднем отклонении, включаем заднюю передачу и повторяем все сначала до момента начала движения. В случае если автомобиль начал движение, нужно не уменьшая подачи топлива двигаться в том же направлении на максимально возможное расстояние от того места, где автомобиль застрял, с целью предотвращения повторения всего сначала.
Если машина при вышеуказанных попытках вообще не двигается с места, нужно освободить от снега передние и задние колеса, сформировав плавный подъем для облегчения движения автомобиля в обоих направлениях.
В том случае, если и это не помогло, можно попытаться подложить под колеса доски либо нарубленные ветки деревьев, желательно – хвойные.
Владельцам машин с автоматической коробкой передач в такой ситуации следует включить «зимний режим» и плавно добавляя газ попытаться тронуться с места. Скажем прямо, именно в экстремальных ситуациях проявляется несостоятельность многих современных разработок справляться с минимальными трудностями. Сцепление там автоматическое, центробежное, плавное включение его невозможно, а при его автоматическом срабатывании диски сходятся сразу, в результате чего колеса начинают буксовать. Кроме того, перегревается рабочая жидкость в коробке передач и по причине возросших нагрузок может выйти из строя сам привод переключения. Если после нескольких попыток движение начать не удалось и визуальный осмотр показал, что автомобиль засел глубоко, лучше вызвать эвакуатор или попросить кого-нибудь взять на буксир. Вероятные затраты будут гораздо меньше стоимости ремонта автоматической коробки передач.
Как выбраться из ямы в укатанном снегу
Плотно утрамбованный и замерзший снег приобретает самые причудливые формы рельефа. Быстро двигаться по нем нельзя по избежание повреждений подвески и днища автомобиля, а при медленном продвижении далеко не из всех углублений можно выехать.
Во время движения по такой местности тоже, как и на рыхлом снегу, держать пониженные передачи, чувствовать скорость машины, постараться не допустить остановки увеличением газа, контролировать наличие пробуксовки. При остановке изначальные рекомендации аналогичны приводимым для ситуации с рыхлым снегом: не открывать полностью газ, это отшлифует яму до зеркального блеска и такого же сцепления, попытаться тронуться при помощи плавного отпускания сцепления либо раскачкой. Метод применения аналогичен предыдущей ситуации.
Разница состоит в том, что выбраться за счет проворота колес в сторону скорее всего не получится по причине жестких краев ямы, препятствующих повороту колеса.
Если перечисленные приемы результата не принесли, можно попробовать обработать поверхность ямы лезвием лопаты, сделав в ней зарубки чтобы увеличить сцепление. Желательно также подсыпать под колеса гравия с песком в обоих направлениях качения колеса, после чего попробовать повторно начать движение методом раскачки. С высокой долей вероятности можно предположить, что этот вариант поможет.
Все вышеперечисленные советы были опробованы на практике множеством водителей и доказали свою эффективность. При правильном применении указанные методы способны помочь самостоятельно выбраться в абсолютном большинстве случаев. Ситуации, когда дальнейшее движение без посторонней помощи продолжить невозможно возникают либо в результате абсолютной недальновидности водителя, не пытающегося предугадать, сколько снега на «короткой» проселочной дороге, на которую он сворачивает с расчищенной трассы с целью сократить дорогу, либо образовываются в результате стечения обстоятельств, повторение которых маловероятно.
Всегда старайтесь предугадать возможные внештатные ситуации. Осторожность, особенно в дальней дороге, лишней не бывает. Лучше провозить с собой всю зиму ненужный «аварийный комплект», чем остановившись на неразъезженной дороге лихорадочно соображать, кто сейчас согласиться смотаться за пару сотен километров вытащить вас из той ямы, в которую вы сами и угодили.
Будьте бдительны на дороге, и пусть вам сопутствует удача!
Оставьте своё мнение о статье: