Имеет ли пациент право на выбор врача?
Как правило, обратившись в лечебное учреждение, мы следуем установленным в нем правилам и доверяем свое здоровье тому доктору, к которому нас записали в регистратуре. А между тем, закон дает каждому пациенту право самостоятельно решать, с какими врачом он желает сотрудничать. Порой осознанный выбор значительно повышает и качество, и эффективность лечения.
Как должно реализоваться это право?
С реализацией права пациента на выбор врачана практике нередко возникают проблемы. Закон же предусматривает следующий порядок проведения этой процедуры:
- Один раз в год (не чаще) человек выбирает медицинскую организацию, в которой он планирует проходить основные (базовые) лечебно-диагностические мероприятия. Как правило, такой организацией становится государственная поликлиника. Если услуги планируется получать на безвозмездной основе (по полису ОМС), необходимо удостовериться, что эта организация оказывает бесплатную медицинскую помощь в соответствии с программой государственных гарантий. За несовершеннолетних и недееспособных лиц решения принимают законные представители.
- После выбора организации, осуществляется выбор специалиста (терапевта, педиатра, семейного доктора или фельдшера) из штата лечебного учреждения. Он должен дать свое согласие на оказание помощи конкретному больному. После этого на имя руководителя лечебного учреждения пишется заявление, которое после рассмотрения становится основанием для закрепления пациента за конкретным доктором.
- При необходимости получения консультации у специалиста, больной обращается в то учреждение, в которое его направил лечащий врач. Если существует альтернатива, лечащий доктор должен предоставить ее своему подопечному.
При получении специализированной помощи (в частности, в условиях стационара), лечащий доктор назначается руководителем или выбирается самим пациентом, но обязательно – с учетом согласия выбранного специалиста. Если больной требует замены доктора, руководитель должен всячески содействовать ему в процессе замены.
Куда обращаться при нарушении?
Первая инстанция, куда следует подать жалобу при ущемлении законного права на выбор своего лечащего доктора – это вышестоящее руководство медицинской организации (главный врач и его заместители). При их бездействии и отказе в сотрудничестве можно подать жалобу в управление здравоохранения города или района и в Министерство здравоохранения.
Придут на помощь и надзорные инстанции – в частности, Росздравнадзор, а также организации, которые специализируются на защите прав пациентов. Обратиться сюда можно как лично, так и через интернет.
Конечная инстанция, куда нужно обращаться для восстановления справедливости – мировой суд.
Оставьте своё мнение о статье: